Устав монастыря
Внутренний строй монастырской
жизни идет со строжайшим соблюдением Устава обители. Уставом монастыря для всех
насельников определяются общие труды, общая молитва, общая трапеза и прочее. На
этой странице можно познакомиться с некоторыми выдержками из Устава
Белогорского Свято-Николаевского монастыря, чтобы представить его внутреннюю
жизнь.
Основание монашества
Устроение монашеской жизни
основывается на непоколебимом основании Слова Божия и учения святых отцов
Церкви, а также на врожденном человеку стремлении духа, путем совершенствования
достигать высшего нравственного совершенствования. Целью монашества является
теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего
духовного совершенствования. (Мф. 5, 48) Цель монашества достигается путем
добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных
монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимает нестяжание, девство и
послушание. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть в
оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставление мирских
почестей и званий (Мф. 19, 21). Пища, одежда и другие необходимые предметы
должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а
потому должны употребляться с большим ограничением. Девство состоит в
постоянной безбрачной жизни, то есть в совершенном воздержании от всего,
дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от
нецеломудренных мыслей и пожеланий. Св. Афанасий Великий называет путь девства
«путем ангельским, коего нет превосходнее». Давший обет девства утверждается на
следующих словах Священного Писания «Неженатый заботится о Господнем, как
угодить Господу» (1-е Кор. 7, 32-35). Твердое основании девству положила
Преблагословенная Дева Мария, которое она вознесла до беспримерной высоты.
Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле
другого с решительным отвержением собственной воле и собственного разумения.
Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не
опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Господа
Иисуса Христа: «Если кто хочет идти со мной, отвергни себя и возьми крест свой
и следуй за Мной» (Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лук. 9,23). «Кто хочет между вами
быть большим, да будет вам слугой» (Мф. 20, 26).Как Свято-Николаевский
Белогорский монастырь, так и Свято-Троице Стефанов монастырь являются
общежительными монастырями; число братии не ограничено. Подчиняются монастыри
непосредственно епархиальному архирею, который именуется Священноархимандритом
этих монастырей, с каковым титулом его имя и возносится за монастырскими
богослужениями. Священноархимандрит этих монастырей осуществляет руководство
обителью через назначаемого им Наместника монастыря. Священноархимандрит
обители, по представлению Наместника назначает основных должностных лиц
монастыря: казначея, эконома, благочинного, ризничего, духовника и других;
преподает благословение на посвящение в священный сан достойных лиц из братии и
удостаивает соответствующих наград; преподает благословение на пострижение в
монашество готовых к сему послушников. Священноархимандрит осуществляет общее
наблюдение за ведением монастырского хозяйства, за правильным учетом и
расходованием денежных средств и за сохранностью зданий и имущества обители.
Условия принятия в братство
обители
Никакое звание и никакой
прежний образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в
монашество (См. 43 правило YI Вселенского Собора). Но, безусловно запрещается
принимать в братство обители: лиц несовершеннолетних; мужа при живой жене,
законно с ним не разведенной. Если же пожелают вступить в монастырь оба
супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей,
требующих родительского призрения; и если препятствий не окажется, то оба
супруга должны быть пострижены в один день, разумеется в разных обителях -
мужской и женской (Вас. Вел. Прав. 18). Поступающий предъявляет паспорт,
свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении
от воинской службы), а также представляет автобиографию и прошение о принятии в
обитель на имя Наместника. Новопоступивший проходит испытание в течение трех
лет, и, если окажется достойным принять монашеский чин, Наместник делает
представление о его пострижении настоятелю. Срок испытания может быть и
сокращен в зависимости от благонравия и моральной устойчивости новоначального,
а также если известна благочестивая жизнь постригаемого до вступления его в
братство (таковы воспитанники духовных семинарий и студенты академий, известные
церковные деятели и т. п.). Представление послушника к пострижению в монашество
должно быть основано не просто на исполнении обычно положенных трех лет искуса,
но и на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении о
благонадежности его к достойному прохождению монашеского подвига. Испытуемый
помещается в особом помещении (особой келлии для новопоступающих) и проходит
испытательное житие под руководством благочестивого старца-наставника, от
которого получает необходимые первоначальные наставления, касающиеся
внутреннего духовного устроения и внешнего поведения. По истечении некоторого
времени и при условии достойного поведения новоначальный получает подрясник,
пояс, скуфью и четки и может быть помещен в братские келлии, но до пострижения
в монашество не один, а с кем-либо из опытных в монастырской жизни иноков.
Принимаемый в братство помнит, что помещение, им занимаемое (келлия или часть
келлии) не является его собственностью, но представляет собой общежитие или
служебное помещение. От приходящих в монастырь денежных вкладов не требуется.
Не возбраняется принять от поступающего добровольное пожертвование на обитель,
однако лишь с тем, чтобы жертвователь дал подписку, что за свою жертву он не
будет искать преимуществ или хвалиться своей жертвой. Бродячие иноки,
самовольно ушедшие из своих монастырей, в обители Пермской Епархии не
принимаются
О поведении новоначальных
Входить к братии следует с
молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ «Аминь». После
вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки запрещаются. Никто не
должен без благословения старших брать себе в келлию никакой вещи, даже самой
необходимой, помня, что всякое приобретение, без благословения творимое, есть
кража. Начало всякого послушания совершается по совершении крестного знамения и
при чтении краткой молитвы («Господи, благослови» и др.), равно как и при
окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвой («Слава
Тебе, Господи» и др.).
О келейном пребывании
Время, оставшееся от
церковного богослужения и исполнения послушания, проводимое в келлиях, братия
должны употребить с благоразумием и бережливостью, приобретая большую пользу,
главным образом духовную. Таковыми полезными занятиями могут быть: келейное
правило по Уставу и благословению старца; чтение душеполезных книг и
выписывание из них важнейших назидательных мыслей; упражнение в церковном пении
и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, Устава церковного
и прочее; любимой настольной книгой каждого инока обители должны быть Святая
Библия, т.е. Священные книги Ветхого и Нового Завета.
О внешних посетителях и о
взаимном посещении
Принятие в келлиях внешних
посетителей допускается лишь по благословению Наместника или Благочинного,
причем в дневные часы. Братия могут посещать один другого в келлиях для
совместных занятий по подготовке к богослужению, а также для совместного
назидания, взаимного пособия в келейных нуждах, для посещения больных,
престарелых и для служения им. Для таких посещений особого разрешения не
требуется. После вечерней трапезы и вечернего правила каждый должен оставаться
в своей келлии, кроме особых благовидных случаев, когда брат вызван к
кому-нибудь из начальствующих, или если требуется посетить духовника, послужить
больному и т.п.
Условия отлучек из монастыря
Исхождение из монастыря
бывает по должностной обязанности, по распоряжению начальства и допускается по
желанию имеющих в том уважительную частную потребность. Поездки в иные города и
местности, как бы кратковременны они не были, благословляются только
Наместником. Отлучающие из монастыря дают по своем возвращении немедленный
отчет лицам, их отпустившим (в том числе и посылаемые по хозяйственной
необходимости).
Условия увольнения из
монастыря
Иноки, изменившие своим
обетам, живущие зазорно, подчиняющиеся монастырской дисциплине лишь настолько,
чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келлией и столом и своей
неисправностью кладущие пятно на святую обитель, после увещевания и принятия
дисциплинарных мер могут быть удалены из обители, как негодные к монашеской
жизни и вносящие соблазн в среду остальных братий. Рівненська єпархія Дубенське благочиння Св.Георгіївська православна церква      
|
|